Афассе Дзугкоевой 100 лет.

« Назад

Афассе Дзугкоевой 100 лет. 15.09.2014 02:59

      О таких актерах говорят « им сообщат, что дом горит, а они не уйдут из театра, не доведя  дело до конца». Она прожила трудную, но яркую жизнь  актрисы и осетинской женщины. Она была из плеяды основоположников национального сценического искусства, ее имя золотыми буквами выведено в истории театра, который стоит на пороге своего восьмидесятилетия.

    «Вечная осетинская мать» на сцене и в жизни. Может это потому, что Афасса Дзугкоева  не была избалована материнским вниманием, любовью и нежностью. Они жили тогда в селении Ход Садонского района. Ей было три года, когда  не стало отца  Сабаза. А через год мать вышла замуж и маленькая Афасса с сестрой Зоей остались на попечении дяди по отцу, но и он через два года умер и семья из высокогорного села перебралась на равнину, в селение Црау Алагирского района.

     На пожелтевшем от времени листе аккуратно выведенные Афассой строки автобиографии: « Здесь меня отдали в начальную школу. Но, благодаря домашним условиям и нехотению учить, тетя оторвала меня от школы. Мой дядя по матери Чермен Икаев взял к себе в Садон, где частным образом я занималась по всем предметам начальной школы».

     А потом был рабфак и 1931 год, который перевернул всю жизнь молодой девушки. Впрочем, он стал судьбоносным не только для юной Афассы . Дело в том, что в тот год из Москвы во Владикавказ приехала театральная комиссия. Она набирала молодежь в первую осетинскую студию при ГИТИС- е. Им суждено было стать основоположниками Осетинского драматического театра: С.Таутиев, С.Икаева, Б.Борукаев, П.Цирихова, В.Гусиев, М.Цаликов, В.Баллаев, А.Дзукаева, И.Кокаева, В.Макиева, В.Комаева. И здесь же  судьба свела Афассу с Гришем Плиевым, будущим народным поэтом Осетии. А спустя два года они поженились.   Строки из автобиографии: « В 1933 году вышла замуж, из- за чего пришлось оставить учебу на один год. В 1935 году после окончания техникума приехала в Дзауджикау (Орджоникидзе)». Вместе с  Гришем и совсем еще молодыми однокурсниками  они начали работать в Осетинском театре. Гриш достаточно долго заведовал литературным отделом, Афасса же была  актрисой театра.

   Сухие строки документа в деле всеми любимой «вечной мамы», а сколько за ними прожитых человеческих судеб, радости и слез, душевных мук и творческих исканий. Более ста ролей и каждая из них - частица души актера.

  Первая роль Афассы была Ольга в спектакле «Платон Кречет» по пьесе  Корнейчука, первый спектакль в сценической летописи Осетинского театра. Пьеса о простых человеческих чувствах, о красоте любви, дружбе, неповторимости личного счастья. Зритель полюбил национальный театр, ведь спектакли были близки по духу времени, мышлению и жизненным ценностям. Это был успех, в котором Афассе предстояло почевать на лаврах.

   Героико- романтический тон Осетинскому театру задали  спектакли, в которых блестяще играли мэтры осетинской сцены. Афасса Дзугкоева была острохарактерной актрисой. В фонде ГТРК «Алания» сохранились отрывки из спектаклей «Ёфхёрдты Хёсанё» Мамсурова, где она сыграла роль Гошама и  «Пёсёйы фёндон» по пьесе Давида Туаева в роли Нана. В спектакле «Хазби»  Ельбиздико Бритаева ей суждено было сыграть роль матери национального героя Хазби. Они- то и стали коронными ролями Афассы Дзугкоевой.

    Много разнообразных ролей сыграла Афасса, в том числе: Поли- «Друзья» Хачирова, Магдана- «Из искры» Дадиани, няни- «Грушенька» Штек, нана «Таймураз» Кайтова, Косер- «Мать сирот»  Туаева, Мария «Любовь Яровая» Тренева, Дзго- «Женихи» Токаева, Анна Кеннеди- «Мария Стюарт» Шиллера, Сидакон «Две сестры»…Где и кого бы она не играла, ее всегда отличала большая мягкость и теплота. Ее искусство было глубоко реалистично.

   Каждая из ее ролей, прежде всего, любящая мать, отдающая всю свою жизнь  воспитанию в детях высоких человеческих качеств. Она и в жизни была идеальной матерью, не просто женой, а другом, помощником и поддержкой своего мужа -  народного поэта Осетии Гриша Плиева. Их дом был всегда полон гостей. Откуда только не приезжали к ним. Хлебосольная Афасса с улыбкой встречала всех, в этом доме всегда царила чистота, порядок и уют. В Осетии не принято предупреждать о своем визите, потому Афасса несмотря на свою занятость всегда была готова к приходу гостей. Она была истинной женой известного и любимого в народе писателя.

    «Мне не приходилось ставить спектакли с участием Афассы Дзугкоевой»-, говорит заслуженный деятель культуры, лауреат премии Коста, театральный режиссер Роза Бекоева. « Но часто бывала у них дома. Приезжали из Российских городов, Южной Осетии и Гриш читал нам свою новую пьесу. Приходили друзья их младшего сына Алана, будучи студентом ГМИ, они с ребятами создали хор. Кстати, это ему передалось от отца, ведь Гриш в свое время работал  в хоре ансамбля танца «Алан». Такие встречи часто заканчивались литературно- музыкальными вечерами».

  Афасса Сабазовна подарила не только Гришу, фамилии Плиевых, но и всей Осетии значимых для общества личностей: кино - и телережиссера Леву Плиева, доктора философских наук Алана Плиева, театрального критика Мадину Плиеву. Во Владикавказе по улице с символичным названием Красивая состоялась творческая семья, заслуживающая подражания, с ее главной «вечной осетинской мамой».

    Народная артистка Осетии Афасса Сабазовна Дзугкоева была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть».

                                                                                                               Лариса Хубаева

                                                                                                  газета Владикавказ 13.09.2014 г.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить