Из жизни театра

Search Our Site

Администратор: +7 (8672) 25-11-42 Касса: +7 (8672) 55-14-68

  • «Отелло». В.В. Тхапсаев
  • «Когда дрожит земля». В.В. Тхапсаев
  • «Сын Иристона». В.В. Тхапсаев
  • «Фатима». В.В. Тхапсаев
  • «Сын Иристона». В.В. Тхапсаев
  • «Отелло». В.В. Тхапсаев
Театр – это богатейшая палитра судеб и характеров, рисующая зрителю оттенки правды, любви и ненависти, добра и зла. С занавесом, на сцене раскрывается маленькая жизнь, новая история, идеально отлаженная игра актёров, которые ведут нас на одном дыхании из акта в акт, передавая атмосферу декораций и запах аншлагов, который заблаговременно витает в воздухе еще со дня сдачи спектакля. Каждая встреча со зрителями это еще одна страница из истории театра. Это пережитые вместе со зрителем счастье, страсти, горести и печали. Ведь актёр – это своего рода канал, через который энергия транслируется зрителю и обратно. Однажды попав в эту профессию, нет пути назад. Именно так, много лет назад судьба привела в Осетинский театр 16-летнюю Замиру Меликову. И прошло ровно 40 лет, как она вернулась из Москвы с группой талантливой осетинской молодежи, получив образование в театральном училище им. Б. Щукина при Государственном театре им. Е. Вахтангова (художественный руководитель студии Л. А. Пашковская).
19 марта 1980-го года. Железнодорожный вокзал города Орджоникидзе. На улице легкий холодок. С неба как бабочки к ногам летели единичные снежинки. На перроне многолюдно. Выпускников театрального училища после окончания учебы с цветами и поздравлениями встречают заместитель председателя Совета Министров республики С.Е. Ужегов, завотделом пропаганды и агитации обкома КПСС Д.С. Плиев, министр культуры СОАССР Г.Е.Черчесов, представители театральной общественности республики. Оттуда их на автобусе повезли в Осетинский театр. Именно так встречали молодых артистов по возвращении в родную республику. Народная артистка РСО-Алания Замира Бексолтановна Меликова была одной из тех, которая в тот день вернулась полная идей.
Прошло 40 лет? Хочется актрисе переспросить. Целых 40 лет! Которые пролетели стремительно, оставляя за собой яркие моменты, встречи, аншлаги, и несмолкаемые заслуженные аплодисменты зрителей, море цветов и народное признание…
А кажется что еще совсем недавно в Северо-Осетинском драматическом театре заседала авторитетная комиссия по отбору кандидатов в осетинскую студию. Замира прошла экзамены без всяких трудностей. Сам Георгий Доментьевич Хугаев дал характеристику начинающей актрисе. Свыше двадцати парней и девушек из разных районов республики были направлены тогда в Москву. Пять лет поисков и открытий, первых ролей, разочарований, удач, надежд…
А сейчас, в день приезда, они вошли в театр как полноправные хозяева. Впервые, по настоящему они осознали всю ответственность, возложенную на них. Поняли, сколько надежд республика связывает с их прибытием. Им доверили открыть новую страницу в истории Осетинского театра. Это были молодые, полные идей и сил: Албегов О.М., Андрушенко В.Н., Ахполов Э.К., Бесолова Л.Ч., Годжиева С.У., Губиев К.С., Гугкаева Р.К., Дзтиев Л.Т., Сабанов Т.М., Дзуцев А.У., Кундухов Н.И., Кцоев М.Я., Меликова З.Б., Мерденов М. Н., Рамонова Р.Н., Фидаров А.У., Хамикоев Д.Г., Цариев В.З.
Замира получила отличное воспитание будучи из уважаемой семьи. Отец Бексолтан – ветеран ВОВ, мама Муслимат – педагог с сорокалетним стажем, депутат, Заслуженный учитель РСФСР. В семье трудолюбие, справедливость, традиционные нравственные ценности, патриотизм и ирон агъдау были на самом высоком уровне. Заложенное родителями, и тем еще здоровым обществом воспитание, стало фундаментом дальнейшего успеха.
Откуда у сельской девочки зародилась любовь к театру?
Оказывается, к театральному искусству Замира приобщилась еще в детстве. Односельчане и по сей день помнят, когда все соседи после сельскохозяйственных и домашних работ вечерами дружно выходили во двор и привычно рассаживались, делясь последними новостями прожитого дня. А маленькая Замира с большой ответственностью готовила для них свои интересные выступления, сценки. Уличным театром одного актера восхищались как взрослые, так и дети. К тому же сюжеты сценок придумывала Замира сама. К подготовке выступлений подходила творчески и с энтузиазмом. Организаторские способности выдавали в ребенке неординарную личность и твердый характер. Чувство уверенности в себе не оставляло места сомнениям ни перед каким делом, за что бы она не взялась. Мама Замиры в школе вела драматический кружок. В скором времени будущая актриса стала в нем активной участницей. Первая серьезная роль Мызылон в пьесе Р. Кочисовой «Плут» или «Наш пристав сошел с ума», не оставила сомнений в выборе профессии. Ее стали приглашать на все сельские и районные мероприятия. Она писала и читала стихи, монологи… Была звездой школьной самодеятельности. А потом… А потом сбылась мечта под названием – Осетинский театр!

На самом деле Замира Бексолтановна начала свой творческий путь на сцене Северо-Осетинского государственного театра им. Владимира Тхапсаева в 1973 году еще задолго до окончания училища в составе вспомогательной группы, куда пришла сразу после школы в 16 лет. Ее не испугали ни проблемы с жильем, ни маленькая зарплата. Она была готова работать бесплатно, лишь бы стоять на одной сцене с такими старожилами, как Бекузарова, Бритаева, Саламов, Сланов, Кантемирова, Хурумов, Ватаев и другие. Это было время, когда мечты опережали события, а события – мечты. Молодая, задорная, правдолюбивая, смелая, сельская девчонка из с. Зильги решила посвятить себя театральному искусству и зрителям, которые вместе с ней пережили все ее роли, судьбы ее героинь. Она сразу же влюбила в себя зрителя, роли посыпались одна за другой. Похвала от великого мастера сцены Георгия Доментьевича Хугаева стоило дорогого. Она дождалась и этого момента. Роли созданные актрисой, стали подтверждением высокого звания мастера сцены. В этот момент как раз в театре ставили спектакль «Честь отцов».
– Мне тоже дали маленькую роль, – вспоминает Замира. – Буквально два слова. А мне казалось, что я играю главную роль. Позже мне была доверена роль девочки-разбойницы в спектакле. Надо было драться, свистеть, танцевать и говорить на жаргоне. Я ходила по дворам и собирала жаргонизмы. С утра пораньше придя в театр, репетировала с рабочими сцены драки. Высшим признанием меня как актрисы стали слова Елены Туменовой: «У этой девочки есть будущее».
Перелистывая семейный альбом, в памяти Замиры оживают все роли. Она с особой любовью, бережно перекладывает фотографии, молниеносно меняя мимику и пересказывая сюжеты пьес, читая монологи… На вопрос, в которой из сыгранных многочисленных ролей вы увидели себя, ту, настоящую Замиру, прозвучал ответ: – В Дане И. Гогичева из спектакля «Дикарка». Автор пьесы высмеивает пороки и алчность людей, разоблачает эгоистов, уродливое подобие семейного благополучия, современное мещанство, внешне прикрытое респектабельностью. Свежее дуновение в этой тухлой мещанской атмосфере – появление воспитанной в иных трудовых сельских условиях Даны. Она искренне удивляется происходящему на ее глазах. Она даже наивна в своей прямолинейности и исполнительности, ей чужды двусмысленность и двуличие. Дана открыла глаза Александру на происходящее в его доме. Да, прозванная чванливыми женщинами «дикаркой», Дана многое изменила в доме Александра. Оставила след доброты, света и духовного богатства. Дана – характерная Замира, стала зеркалом, заглянув в которое, они увидели свое истинное лицо. Замиру стали узнавать на улице, останавливать и благодарить за великолепную игру. Не было в Осетии села, где не показали этот спектакль. Многие смотрели его по восьмому разу. Большинство из них знали текст наизусть. Письма зрителей с пожеланиями и восхищениями шли потоком. Народ настолько верил в происходящее на сцене, что был готов выйти и защитить Дану. Зрители с зала выкрикивали: «Не смейте ее обижать!» (Уæдæ ма йæ бафхæрут!), и становились на защиту. Замира иногда боялась, что зрители поднимутся на сцену. На заседании ВТО за лучшую актерскую работу тогда Замире дали путевку и премию 20 рублей. Это была очень большая награда.
– Роль захватывала и меня, и зрителя – признается Замира. – По своей наивности, чистоте и непосредственности эта роль и мой образ совпали!
И вновь, спустя долгое время на сцене Осетинского театра показывают спектакль «Дикарка» в постановке режиссера Сабанова Т. Замира же теперь в нем исполняет роль тещи.
Следом за «Дикаркой» Хугаев Г.Д. определил Замире совершенно противоположный Дане образ. На этот раз она играла секретаря в спектакле «Заплатки». Так из года в год одна роль сменяла другую.
В жизни актрисы было много испытаний, как в семейной жизни, так и в творческом росте. Но выбрав однажды этот нелегкий путь, Замира осталась навсегда верной и преданной профессии.
Сегодня Народная артистка РСО-Алания Замира Бексолтановна Меликова одна из видных представителей современной осетинской творческой интеллигенции, пропагандирующая лучшие традиции российской и национальной театрально-сценической культуры. Она вырастила не одно поколение молодых актеров и просто хороших людей, которые благодаря Замире нашли свою дорогу в жизни, в искусстве, пришли в театр. Творческая личность З. Меликовой необычайно широка и многогранна. Театральную деятельность она совмещает с научно-просветительским трудом, работая в качестве преподавателя сценической речи и художественного слова. Она педагог дополнительного образования высшей категории. Ее педагогический стаж – 31 год. Все это время Замира работает в средней образовательной школе №30 г. Владикавказа, где также является художественным руководителем школьного театра. Замира пишет инсценировки, сказки на осетинском языке. Также ведет активную общественную деятельность по развитию осетинского языка, приобщению молодежи к истокам национальной культуры. Актриса входит в когорту особо востребованных артистов и творческих деятелей республики. Этому способствует ее высокие разносторонние профессиональные качества: постоянное стремление к совершенствованию, интеллектуальному и творческому развитию, объективное понимание требований и веяний времени.
За годы актерской деятельности Замирой сыграно свыше 60 ролей западно-европейской, русской и национальной драматургии. Некоторые из них, благодаря яркой творческой индивидуальности актрисы, вошли в сокровищницу театральной культуры Осетии. Среди них: Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе» Гоголя, Люси Купер в спектакле «А дальше тишина» В. Дельмар. Пожалуй, не многие могут похвастаться таким разнообразием сыгранных ролей, причем в большинстве своем Замире находились первые роли, и многие зрители шли в театр именно на «Меликову». Сплошные аншлаги были на спектаклях «Заплатки», «Продайте вашего мужа», «О, щедрый Тутр!», «Как похищают красавиц», «Богатый дом», «Дикарка», «Невестки Зали», «Давай поженимся, Саниат», «Зилахар», «Дочери Нафи», «Башмачница», «Влюбленные», «8 влюбленных женщин», «Подставной жених», «И я тебя люблю», «Замороженный» и многие другие. На некоторых из них хочется остановиться.
В 2010 году состоялась премьера спектакля «Будьте здоровы!» по пьесе известного французского драматурга Пьера Шен, лауреата европейских премий в области театрального искусства. Режиссером спектакля был Казбек Дзудтагов, который умел ценить возможности актерского таланта З. Меликовой. Именно он пригласил ее на одну из главных ролей в спектакле «Дочери Нафи» Георгия Хугаева. После громкой премьеры спектакля «Будьте здоровы!» в средствах массовой информации появились материалы с текстами: «Она играет француженку, но как играет! Ее героиня наивна, смешна и простовата, хотя зритель убежден, что она притворяется, ведь нельзя много лет жить среди французской богемы и при этом оставаться простой и наивной. И только в конце , когда ей достается все многомиллионное состояние умершего писателя, к зрителю приходит понимание того, кто был, на самом деле, истинной хозяйкой положения.
Без сомнения, З. Меликова очень хорошо справилась с этой ролью. Как истинный талант она, во-первых, сделала смелый шаг и взялась за исполнение абсолютно новой для себя роли. Для Замиры Меликовой эта роль стала не большим, но все же актерским подвигом. Она сломала образ то страдающей, то радующейся осетинской барышни.» (газ. «Слово» 2010 , 6 марта).
Надо учитывать, что пьеса П. Шено «Будьте здоровы!» принадлежит к очень непростому жанру французского абсурда. Для осетинского театра это было новшество.
Еще одна из ярких ролей актрисы – роль Симы в спектакле по произведению В. Гаглоева «Земные Боги». Пьеса отображает духовную чистоту и нравственную силу людей, на чьи плечи легли тяготы военного и послевоенного времени. В пьесе главными являются женские образы. Одна из них Сима - Замира. В те голодные годы, ставшие испытанием для всех, когда нужно было кормить семью, женщина стала единственной надеждой на спасение.
…Вот на сцене появляется Сима - Замира. Бежит вперед, пряча в переднике несколько картошек. Не для себя… Отец погиб на фронте, мать тяжело больная, дома — сироты с голоду помирают. Вдруг ее догоняет председатель колхоза Садул-У.Хурумов и покрывает страшной руганью, пытаясь пристыдить ее и наказать коллективным судом за хищение народного имущества. С разных уголков зала слышно как плачут зрители. Но вот смягчилось сердце председателя, человека который сам повидал на войне много жестокости и страданий, где руку потерял, но не надежду и человечность. Зритель игру артистов оценил по достоинству. «Для молодой актрисы эта роль несомненная удача»– писала в газете «Социалистическая Осетия» драматург Р. Хубецова.
Еще одна роль, на которую нужно обратить внимание, это роль Елены Владимировны в спектакле «Продайте мне вашего мужа» по пьесе Михаила Задорного. Елена Владимировна-Замира тщательно готовится к семейному ужину: в этот день исполняется двадцать лет совместно прожитой жизни с Андреем. Но — звонок в дверь — и все идет не по плану. От семейной идиллии не остается и следа… Красивая девушка Оксана говорит, что она уже два года является любовницей ее мужа и выражает желание купить его за 20 тысяч долларов. И в принципе, женщины договариваются. Только вот согласен ли муж? Андрей ошарашен, он пытается сбить цену, рассказывая, насколько он плох. Однако Елена-Замира непреклонна в своем желании продать его. Всеми сценическими красками сумела преподнести своего мужа в лучшем виде. Торг перерастает в скандал, в результате которого Оксана разочаровывается в Андрее и уходит. Но все же остроумная героиня Замиры находит весьма оригинальный выход из положения. Обстоятельства меняются несколько раз подряд. Кто выходит победителем? Она!
Один из моих любимых спектаклей, где Замира создала запоминающийся образ – «И я тебя люблю» по пьесе А. Айларова. Каждый ее выход на сцену сопровождается аплодисментами. Вызывать положительные эмоции и заряд – ее природная черта. Можно сказать, эта роль писалась именно для нее. Гармония с партнерами во время мизансцен, комфорт, необычайная простота в передвижениях по сцене, эти взгляды добрейших, широко раскрытых глаз передают зрителю всю полноту таланта артистки и заряжают его энергией, за которой он и пришел. Ее пластика на сцене на столько располагает к себе зрителя, что хочется двигаться вместе с нею в такт движений. Каждая роль имеет свои яркие оттенки.
В творческой биографии актрисы важное место занимает кино. Кинематограф открыл новые грани ее таланта. Сыгранные роли стали подтверждением неограниченных возможностей и профессиональных качеств актрисы: «Буйный Терек» 1981, режиссер И. Бурнацев; «Загадка кубачинского браслета» 1982, реж. Р. Гаспарянц; «Мужское самолюбие» 1982, реж. Б. Дзбоев; «Волшебная бусинка» реж. М. Мерденов; «И оглянулся путник» 1985, реж. И. Бурнацев; «Убойная сила-3» 2001, реж. С. Снежкин; «11 писем к Богу» 2006, реж. А. Салбиев; «Ласточки прилетели» 2006, реж. А. Галазов; «Голос матери» 2010. Реж. Н. Харлиев; «Скорый Москва – Россия» реж. И. Волошин; «Ограбление по осетински» реж. А. Макеев; «Завтра, будет завтра» реж. Ф. Золоев.
Для сына Замиры — Алана Догузова — вопрос о выборе профессии не стоял. Для него — творческой личности, примером для подражания всегда являлась мама. Он последовал по ее стопам и стал известный актером, кинорежиссером, сценаристом и продюсером. Алан окончил Щепкинское театральное училище, снимается в кино. Особую популярность ему принесла роль Тагарри в сериале «Кармелита». Зарекомендовал себя как успешный актер в фильмах: «Соврешь-умрешь», «Голос матери», «Преступление будет раскрыто», «Медсестра», «Законы улиц», «Свидетельство о рождении», «Операция Мухаббат», «Пустыня», «Капитан Голливуда» и других. Часто пишет сценарии к фильмам, которые снимает сам. Алан успешен в своем творческом развитии и полон амбициозных планов. Вместе с супругой воспитывают троих детей.
Счастье, когда человек живет в гармонии: дети не забывают отчий дом, внуки растут здоровыми, работа приносит большую радость. Когда за спиной только благие поступки, а совесть чиста перед людьми.
Жизнь Замиры Меликовой — служение театру, семье. Подтверждение этому находим в ее словах: «Судьба всегда была ко мне благосклонна, нередко преподносила подарки в виде ярких характеров на сцене, встреч с замечательными людьми. Да и сын — гордость, семья – тыл мой». Вот она — награда.
Приходя в театр, задумываешься, как актерам удается убедительно сыграть и создать такую реальность на сцене, в которую мы, зрители, верим? Ответ кроется в беззаветной любви к искусству и в титанических усилиях, которые прикладывают артисты на пути к совершенству. Именно так живет и трудится Замира Меликова. Свою судьбу она строила с девизом: «Жить — чтобы любить». Она создала свой островок Любви, куда приходят зрители, поклонники ее таланта, родные и близкие. Где не закрываются двери. Где служение высокому искусству является ориентиром, маяком в жизни артиста.

Оксана ХЕТАГУРОВА
завлит Осетинского театра.
Фотоматериал из личного
архива З. Меликовой