Башня надежды

« Назад

Башня надежды 29.11.2017 20:22

   Странно все-таки сознание работает. Неблизкое становится близким. Так и для меня «Соло для часов с боем» Освальда Заградника, стало невозможно необходимым, тогда как для меня, осетина, представляющего весь Северный Кавказ, - эта тема никогда не была актуальна. У нас, слава Богу, другие устои и традиции, и старики никогда и не при каких обстоятельствах не останутся в стороне.

   Мы слушаем их, умудренных жизнью и опытом и обещаем поступить по их велению, хотя делаем всегда по-своему. Однако, слушаем всегда. Это так вкусно: и рассказы, и интонация, и прищур глаз, и долгий взгляд в бесконечность… Эту пронзительную боль и любовь поставленную почти полвека назад во МХАТе с благословения Олега Ефремова, молодым режиссером Анатолием Васильевым я смотрел десятки раз. Знал наизусть всю пьесу и мог бы любую из ролей сыграть без репетиции. ВГИКовцы, где я в то время учился, в последней актерско-режиссерской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, относились к театру с осторожностью, а если быть честнее, то настороженно. Совершенно всерьез говорили, что театр это один общий план, в кино означающий крупность кадра, и долгие или короткие разговоры. Я с этим категорически не был согласен и вместе со своими киноработами всегда с трепетом работал на площадке в театральных постановках, будь-то Хаджи-Мурат Толстого или Моцарт и Сальери Пушкина, Царь Эдип Софокла или Овод Войнича. Я знал, что когда-то обязательно поставлю «Соло для часов с боем». Предложения были, но я ждал, когда согласится Северо-Осетинский государственный академический театр имени народного артиста СССР Владимира Тхапсаева, который по праву считался английской критикой вторым Отелло в мире, после Лоуренса Оливье. К тому времени я уже был знаком с Освальдом Заградником. Был на его юбилейном вечере в МХТ в 2007 году…

   Драматург сам был удивлен и с интересом ждал осетинской версии, в окончательном варианте, названной мною «Башней надежды». Мои вольности классик тогда поддержал. Объяснения были неоспоримы: на башне часы, надежда дом пана Абеля. И еще. Каждому из персонажей от себя лично написал монологи, которые давали их биографиям еще большую тревожность и любовь, истинность положения их оставшихся дней и дел, не смотря на их фантазийные рассказы и небылицы, когда снег был белее белого и запах мандарин был знаком конца года, начала Рождества и еще одного прожитого года… А именно это и была их прожитая жизнь.

123083_original 119867_original 118988_original 119211_original 121113_original 124942_original

   Диск со спектаклем был после премьеры в Братиславе и те теплые слова, не комплименты, сказанные Освальдом Заградником, были для меня первыми после долгого перерыва. Раньше такое тепло и поддержку я слышал только своего учителя Сергея Герасимова. Всегда не просто устанавливается контакт. На то, есть разные причины и прежде всего психологические, на которых держится вся история пьесы «Соло для часов с боем». Однажды я спросил Освальда Заградника, не в честь ли короля Нортумбии святого Освальда он был назван? Ответ сразил меня – «Я назван в честь Освальда Кюльне.» Я тогда постеснялся спросить об этом Кюльне. Но однажды, будучи в гостях наткнулся на книгу Освальд Кюльне - немецкий философ и психолог. Всё как будто бы сложилось. Ведь Освальд Заградник в 25 лет закончил Карлов Университет, философию и психологию.

   Однажды, много лет назад, крупнейший киновед и критик Евгений Данилович Сурков сказал мне, что у театра больше возможностей. Мы были на премьере в тогдашнем МХАТе, постановка которая оставила неизгладимый след в сердце 20 летнего студента ВГИКа. Йордан Радичков «Попытка полета» с блистательным Юрием Богатыревым. К чему я это? Думаю, к тому, что обещанную пьесу «Долетим до Милана» с автографом Освальда Заградника я обязательно поставлю.

   А теперь о другом. После юбилейного вечера в честь драматурга, теперь уже в далеком 2007 году, руководство МХТ имени Чехова, то ли не догадалось, то ли не посчитало возможным в то время, предложить новую версию «Соло для часов с боем» с участием Олега Табакова, Ирины Мирошниченко, Станислава Любшина, Ольги Яковлевой, Андрея Мягкова, но, впрочем, к чему теперь этот кастинг Освальда Заградника, которому в ноябре исполнилось бы 85 лет, до которых он не дожил четыре месяца.

P.S.  В самом начале августа я отправил письмо художественному руководителю МХТ Олегу Павловичу Табакову с предложением о новой постановке «Соло для часов с боем». Я обещал это сделать в переписке, теперь уже с ушедшим, Освальдом Заградником. Ответом художественный театр меня не удостоил.

   Если считать лебединой песней, постановку 1973 года «Соло…», громкого, яркого спектакля второго поколения художественного театра, то «Святость невинности» дебют Освальда Заградника был так же многообещающим, именно поэтому, все 20 пьес драматурга были востребованы, поставлены в разных театрах Европы, а нынче составляют главную антологию словацкой драматургии.

 

Аким Салбиев

режиссер-постановщик

заслуженный деятель искусств России


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить