СМИ о нас

Search Our Site

Администратор: +7 (8672) 25-11-42 Касса: +7 (8672) 55-14-68

  • «Отелло». В.В. Тхапсаев
  • «Когда дрожит земля». В.В. Тхапсаев
  • «Сын Иристона». В.В. Тхапсаев
  • «Фатима». В.В. Тхапсаев
  • «Сын Иристона». В.В. Тхапсаев
  • «Отелло». В.В. Тхапсаев
"…Всякий раз, когда закрывается театральный фестиваль "Сцена без границ", чувства испытываешь смешанные: сразу и грусть, и радость. Грусть – от того, что приходит пора прощаться и расставаться на два года. Радость – от того, что фестиваль нас, представителей разных регионов Кавказа, сближает и помогает нам обрести новых друзей…"

С этими словами, прозвучавшими из уст председателя Союза театральных деятелей РСО–А, заслуженного артиста РФ Казбека Губиева на церемонии подведения итогов IХ международного фестиваля национальных театров "Сцена без границ", которая состоялась в минувшую пятницу, 8 ноября, в Северо-Осетинском государственном академическом театре им. В. Тхапсаева, наверняка согласятся все участники и зрители этого ставшего уже традиционным в нашей республике театрального форума, кто убежден: самое главное на таких форумах – даже, по большому счету, не элемент состязательности. И даже не интрига, несмотря на всю ее остроту: как распределит жюри фестивальные награды, к кому "уйдет" Гран-при, кто окажется по итогам фестиваля в лидерах, а кто – в аутсайдерах?.. Главное – это именно ощущение принадлежности к единому театральному братству, которое, начиная с 2000 года, когда он прошел во Владикавказе по инициативе народного артиста России, мэтра осетинской режиссуры и драматургии Геора Хугаева в первый раз, дарит своим участникам фестиваль "Сцена без границ". А за эти без малого 20 лет участие в нем принимали на правах конкурсантов и вне конкурса уже десятки театральных коллективов. Из регионов СКФО и ЮФО, Южной Осетии, Абхазии, Москвы, государств Средней Азии – и даже с Балкан.
"Еще раз хочу поблагодарить всех участников, выразить огромное уважение и благодарность членам жюри. Нам надо расширять рамки фестиваля и привлекать к участию в нем все больше и больше регионов. Потому что фестиваль живет – и он должен жить!" – подчеркнул со сцены по ходу церемонии закрытия IХ "Сцены без границ" министр культуры республики Эльбрус Кубалов. А представлено театрами Северной и Южной Осетий, Абхазии, Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии было в его программе на сей раз, напомним, 8 спектаклей. И итоги фестиваля, "озвученные" на этой церемонии членами его жюри – заведующей кабинетами драматических и национальных театров СТД РФ, ответсекретарем Гильдии театральных режиссеров России Мариной Корчак, известным российским театральным критиком Глебом Ситковским и заслуженным деятелем искусств РФ, режиссером, актером, сценаристом, продюсером Акимом Салбиевым, оказались в чем-то, наверное, очень предсказуемыми, а в чем-то для многих – неожиданными.
Специальный приз жюри "Надежда сцены" был присужден молодому актеру СОГАТа им. В. Тхапсаева Дмитрию Еналдиеву за роль Хлестакова в спектакле заслуженного артиста РСО–А и КБР Гиви Валиева "Ревизор". Еще два спецприза – "За постижение и воплощение драматургии Чехова в национальном театре" и "За сохранение национальных традиций и сценическое воплощение поэмы Коста Хетагурова в спектакле "Фатима" – "ушли", соответственно, к Черкесскому республиканскому драматическому театру им. М. Акова, который закрыл 8 ноября фестиваль чеховскими водевилями "Предложение" и "Юбилей", и к Юго-Осетинскому государственному драматическому театру им. К. Л. Хетагурова. Приз "Лучшая сценография" завоевал спектакль "Ханума" по пьесе А. Цагарели в постановке Кумыкского драматического театра им. А. П. Салаватова. Приз "Лучший актерский ансамбль" – спектакль Абхазского государственного драматического театра им. С. Чанба "Берег неба" (В. Асовский, Л. Зайкаускас) в постановке режиссера Валерия Кове.
Обладателями наград за лучшую женскую и мужскую роли второго плана стали заслуженная артистка КБР Людмила Бечелова – исполнительница роли служанки Понсии в спектакле Балкарского государственного драматического театра им. К. Кулиева "Дом Бернарды Альбы" по Ф.-Г. Лорке – и Кантемир Шипшев, исполнитель роли Петра Мелузова в спектакле Кабардинского государственного драматического театра им. А. Шогенцукова "Таланты и поклонники" по А. Островскому. Что касается номинаций "Лучшая женская роль" и "Лучшая мужская роль", то тут, как подчеркнул Глеб Ситковский, жюри в своем решении тоже сошлось единодушно. Эти награды были присуждены заслуженной артистке Республики Адыгея и Республики Абхазия Асиет Вайкок – одной из ярчайших "звезд" спектакля "Кавказский меловой круг" по Б. Брехту, который привез на фестиваль Национальный театр Адыгеи им. И. С. Цея, – и народному артисту Республики Дагестан Имаму Акаутдинову, феерически блистательно сыгравшему в "Хануме" Кумыкского драмтеатра князя Вано Пантиашвили.
И, наконец, приз "Лучшая режиссура" тоже очень предсказуемо достался адыгейскому режиссеру, заслуженному деятелю искусств РФ Касею Хачегогу – за все тот же "Кавказский меловой круг". Постановку, выдвинутую на Национальную премию "Золотая маска", которая уже собрала целый сверкающий "дождь" наград на состоявшихся в нынешнем году в разных регионах Северного Кавказа театральных фестивалях – и стала в сценической жизни Юга России действительно событием.
"На всех фестивалях всегда существует такая ситуация, когда идет соревнование между номинациями "Лучший спектакль" и "Лучшая режиссура". И мы номинацию "Лучший спектакль" решили в этом году никому не присуждать. Потому что спектакли, в общем – все интересные, все талантливые, но не было среди них такого спектакля-события, который стоял бы в этом отношении выше, чем другие, показанные на фестивале. Думаю, что это честно", – так "озвучила" главную, пожалуй, интригу "Сцены без границ-2019" на церемонии подведения итогов фестиваля председатель его жюри Марина Корчак. "Конечно, впечатление от спектаклей – очень разное, но это – уже внутренняя история жюри", – был откровенен в тот вечер и с конкурсантами, и с публикой Аким Салбиев. А с пожеланием, которое адресовал этому театральному форуму Глеб Ситковский, нельзя, что называется, не согласиться на все двести процентов: "Хочется, чтобы в зале не было пустых мест, а зрители стояли в проходах. Ведь у вас – замечательный зритель: тонкий, чувствующий! И я это просто все время ощущал, сидя на спектаклях…"
Зияющие в зрительном зале пустотой места – к слову, увы, картина, которая на фестивале "Сцена без границ" наблюдалась отнюдь не только в этом году. Такое повторяется на нем в последние годы из раза в раз – в том числе, на спектаклях сильных, интересных, "цепляющих" за сердце, побуждающих зрителя к размышлению, к дискуссии, к работе души. Подчас делается просто очень больно и обидно за артистов из соседних регионов, вынужденных играть свои спектакли во Владикавказе перед залами, заполненными хорошо если на четверть. И тут, наверное, возникают вопросы далеко не только к устроителям фестиваля (в том смысле, что умение "организовать" зрителя и своевременно позаботиться о рекламе фестивальных спектаклей – это тоже своего рода высокое искусство). Но и к самой нашей публике, которая на постановки приезжающих во Владикавказ именитых столичных театров-гастролеров рвется, беря штурмом кассы и забивая залы под завязку.
И еще: об этом тоже как о наболевшем говорили на церемонии закрытия IХ "Сцены без границ" и Марина Корчак, и актриса из Нальчика Людмила Бечелова. Да, организовать проживание коллективов-участников этого театрального форума в гостиницах Владикавказа на протяжении всех тех дней, пока он в столице республики проходит – это сегодня и дорого, и очень затратно. Но когда театр, отыграв перед жюри и зрителями свой спектакль, в тот же день из Владикавказа уезжает – это тоже как-то неправильно. Потому что одна из главных задач фестиваля – чтобы его участники знакомились со спектаклями друг друга, общались, спорили за "круглыми столами", завязывали новые творческие контакты. Чем крепче эта театральная дружба будет – тем больше ярких красок прибавится на "палитре" сценического пространства Северного Кавказа…

АВТОР: ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА