СМИ о нас

Search Our Site

Администратор: +7 (8672) 25-11-42 Касса: +7 (8672) 55-14-68

  • «Отелло». В.В. Тхапсаев
  • «Когда дрожит земля». В.В. Тхапсаев
  • «Сын Иристона». В.В. Тхапсаев
  • «Фатима». В.В. Тхапсаев
  • «Сын Иристона». В.В. Тхапсаев
  • «Отелло». В.В. Тхапсаев
Осетинский театр завершил сезон – и уже готовится к новому
…Театр жив, пока в него ходят. Пока он востребован зрителем. Пока зритель ждет от него счастливых открытий, заставляющих бежать по спине мурашки восторга, прорывов, встреч с новыми постановками, которые по-хорошему переворачивают душу – и побуждают тебя пытливо искать ответы на вопросы, тревожащие ее и обжигающие. Злободневные – и одновременно вечные, гамлетовские…
Для театра национального эти аксиомы сегодня актуальны вдвойне и втройне. "И итоги последних двух лет работы Северо-Осетинского государственного академического театра демонстрируют более чем наглядно: то, что мы ставим, зрителю интересно. Зритель к нам идет – в том числе, что особенно для нас важно, радостно и приятно, зритель молодой. А говорить об этом мы сегодня уже можем со всей ответственностью, красноречивым и доказательным языком цифр и фактов", – подчеркивает художественный руководитель СОГАТа им. В. Тхапсаева, народный артист РСО–А Владислав Колиев.
Завершил свой 84-й сезон Осетинский театр еще 17 мая – спектаклем "Богатая женщина" по пьесе азербайджанского драматурга Али Амирли в постановке режиссера из Баку Бахрама Османова. Но в летний отпуск его труппа уходит только 12 июля. А сейчас артисты театра очень плотно работают на выездах, показывая свои спектакли, в том числе, в отдаленных районах республики, на селе. Как детские постановки, так и вечерние.
География таких наших выездов охватывает на сегодняшний день практически всю республику. Только в январе–апреле 2019 года мы побывали со спектаклями в районах 16 раз – в Алагире, Ардоне, Дигоре, Эльхотово, Хумалаге, Красногоре, в селениях Мичурино и Кирово, в поселках Заводской, Спутник, Фиагдон, дважды – в станице Архонской, в селениях Нарт и Зилга, а в мае эту работу продолжили, охватив ею, в том числе, Беслан и Октябрьское. Тот же, к примеру, наш спектакль "Невестки Зали" в постановке народной артистки РСО–А Аллы Коченовой-Дзгоевой посмотрели в этом сезоне уже в Ардоне, Алагире, Эльхотове, – перечисляет Владислав Колиев. – Причем реализуем билеты на свои выездные спектакли мы в районах по сниженной стоимости. Или вот еще такие цифры для сравнения: в первом квартале 2018 года Осетинский театр показал перед публикой 39 спектаклей, на которых побывали 11634 зрителя и выручка от продажи билетов на которые составила 1 млн 633 тысячи 740 рублей. А в первом квартале 2019 года, соответственно, 56 наших спектаклей посетили 14297 зрителей, и заработал театр, реализуя на них билеты, 2 млн 313 тысяч 310 рублей. И эти цифры, думаю, говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются.
…В сезоне-2018–2019 публика увидела на сцене СОГАТа им. В. Тхапсаева 4 премьеры: трагедию Гриша Плиева "Чермен" (режиссер – заслуженный артист РФ Тамерлан Сабанов"), красочную музыкальную сказку М. Бартенева "Снегурушка" (режиссер – Мадина Гагиева), "Богатую женщину" Али Амирли – получивший большой резонанс в республике постановочный проект, который протянул новые ниточки театральной дружбы между Северной Осетией и Республикой Азербайджан, Владикавказом и Баку, и комедию "Ревизор" Н. Гоголя в постановке заслуженного артиста РСО–А и КБР Гиви Валиева. Освещению всех этих премьер уделили немало внимания республиканские СМИ и блогосфера, их горячо обсуждали в соцсетях, о них "говорили и спорили". "А самое главное, все они шли у нас с аншлагами, на полных залах. Табличка в окошке кассы с надписью "Извините, все билеты проданы" – это накануне премьерных показов новых спектаклей для Осетинского театра сегодня, как говорится, объективная реальность. И нас это, опять-таки, очень радует. Как и то, что в Осетинский театр возвращается молодой зритель. Что к нам на спектакли стали вновь, как когда-то, ходить целыми семьями – и не только на детские спектакли-сказки и на спектакли премьерные. Что налицо сегодня интерес к нашим новым постановкам и у неосетиноговорящего зрителя: в 2018-м и текущем, 2019-м годах активизировалось сотрудничество Осетинского театра с национально-культурными обществами республики, входящими в структуру межнационального отечественного движения "Наша Осетия". В частности, с азербайджанской нашей общиной, армянской, польской… Это тоже не может не радовать. Но одновременно вновь заставляет в полный голос говорить о проблеме, которую, обострявшуюся годами, театру настоятельно необходимо решать: это проблема изношенности и нехватки наушников для синхронного перевода спектаклей", – подчеркивает Владислав Колиев.
В апреле – о чем тоже писала "СО" – большая делегация артистов Осетинского театра побывала в Карачаево-Черкесии, в селении Лаба, где приняла участие в мероприятиях, посвященных памяти Коста Хетагурова. 6–8 апреля у труппы СОГАТа им. В. Тхапсаева прошли первые гастроли на сцене нового здания Юго-Осетинского государственного драматического театра: в Цхинвал владикавказцы повезли комедию Н. Саламова "Невестки Зали" и сказку "Кот в сапогах". Принял участие Осетинский театр со спектаклями "Богатый дом" по пьесе Геора Хугаева и "Богатая женщина" также в международном фестивале национальных театров прикаспийских государств и в международном фестивале адыго-абхазских театров "Наш кавказский меловой круг", которые 22–24 апреля и 26–28 апреля проходили в Махачкале и в Майкопе… Расширение географии таких его поездок на гастроли и фестивали за пределы республики – тоже одна из тех задач на перспективу, которым руководство театра планирует уделять самое серьезное внимание. Но на одном из первых мест в списке этих задач сегодня стоит необходимость решать параллельно с вопросами, касающимися выстраивания собственно творческой политики театра, еще и его наболевшие материально-технические проблемы. А их, увы, немало. Хотя сделано в этом направлении в Осетинском театре при поддержке руководства республики и друзей-меценатов в 2018 и первой половине 2019 года тоже немало.
Собственными средствами устранены течи коммуникаций горячего и холодного водоснабжения, которые приводили к подтапливанию цокольно-подвального этажа театра. Вывезено несколько машин строительного мусора и бытовых отходов, накопившихся за годы в подвале нашего здания. Перезаключены договоры с соответствующими службами и организациями на поставку энергоносителей, заменены вышедшие из эксплуатации по срокам давности водомеры и электросчетчики. Восстановлена в здании работоспособность всех санузлов, систем водоотведения и канализации. Проведены профилактические работы в электрощитовой, устранены ветхие присоединения и фурнитура, проведена частичная замена электрических приборов и устройств. Проведены нами также переговоры по проектированию и оснащению театра необходимым световым и звуковым оборудованием. Их участниками стали "Центр театральных технологий" (г. Новосибирск), компания "ЛТМ" (г. Санкт-Петербург), ИП "Рыбкин" (г. Владикавказ), компания "Свет. Звук. Консалтинг" (г. Москва), – перечисляет Владислав Колиев. – Огромную помощь оказала театру компания "Бавария", осуществившая замену конструкции нашего старого панорамного фасада на современную. Это позволило значительно сократить теплопотери в здании в зимний период: тепло у нас из фойе больше не "выдувает". Проводятся работы по прочистке системы отопления. Отсутствие надлежащего ухода за ней привело к зашлаковыванию, многочисленным протечкам и, как следствие, к низкой продуктивности ее работы. Не скажу, что в театре сейчас стало ну совсем комфортно тепло, но зрителей, сидящих в зале в верхней одежде, у нас этой зимой практически не было. К тому же восстановленные деловые отношения с котельной, обеспечивающей теплом здание театра, положительно сказались на поддержании нужных тепловых режимов.
Восстановлена у нас также полная функциональность поворотного круга сцены, работоспособность "люка провала", заменен трос приводного механизма, введены в рабочий режим средства автоматического управления и контроля за ними. Отремонтированы подъемные устройства для инвалидов-колясочников, которые были установлены в театре в рамках программы "Доступная среда". Сделали мы косметический ремонт и в помещении театрального буфета. К сожалению, его полноценное функционирование в настоящее время невозможно: нет средств ни для проведения в отведенных для этого помещениях капитального ремонта, ни для их технического оснащения.
Очистили мы от производственного мусора и хлама помещения хозяйственного корпуса, провели ремонт лестничных пролетов, полов. Не говорю о проведенных малярных работах. В нескольких гримуборных тоже проведен косметический ремонт. Не во всех пока, но определена первоочередность этих работ, и по мере финансовых возможностей мы их будем продолжать.
В рамках федеральной программы антитеррористической защищенности объектов культуры была установлена автоматика на въездные ворота, ведущие на территорию, которая прилегает к зданию театра. И две камеры наружного наблюдения: одна – тоже на зону въезда на нашу территорию, другая – на служебный вход. Хотелось бы выразить отдельную благодарность руководителю ООО "Миранда" Алихану Багаеву, взявшему на себя полную замену металлического ограждения территории театра. А это – практически полкилометра…
Но, конечно, нельзя не сказать о тех проблемах театра, которые продолжают настоятельно требовать решения. У нас в здании полностью изношены системы вентиляции и кондиционирования. Требуется капитальный ремонт всей системы электрообеспечения здания. Необходимо продолжить работы по ремонту и реконструкции фасада. Нужны ремонт кровли для устранения ее протечек, замена прогнивших досок обрешетки стропильной системы, поржавевших листов жестяного покрытия, желобов и водостоков. "Одежда" сцены тоже нуждается в обновлении. И, конечно, огромнейшей нашей проблемой по-прежнему остается необходимость оснащения сцены новым, современным световым и звуковым оборудованием. Что требует очень и очень больших финансовых вложений, и в одночасье – мы это тоже прекрасно понимаем – проблему эту решить республике крайне сложно…
Сейчас в Северо-Осетинском академическом театре идет работа над постановкой спектакля "Цезарь, Антоний, Клеопатра", которую осуществляет на его сцене по трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра" и циклу исторических романов "Владыки Рима" австралийский писательницы Колин Маккалоу режиссер Марат Мерденов. И – над постановкой комедии Рэя Куни "Плохие парни": она ведется режиссером из Южной Осетии Эдуардом Келехсаевым. Эти премьеры публика увидит на сцене СОГАТа им. В. Тхапсаева уже в новом сезоне. Тоже обещающем, как заверяет его руководство, зрителям открытия и яркие сюрпризы. И, самое главное – встречи со спектаклями, побуждающими к работе души. Напоминающими зрителю о том, где его корни и как важно и необходимо душе ощущать на них опору…
Именно на то, чтобы творческий курс "флагмана" национальной сцены Северной Осетии выстраивался и прокладывался с учетом всех этих составляющих, и будет нацелена в сезоне-2019–2020 работа созданного не так давно при Осетинском театре художественного совета. В его состав вошли известные в республике мастера культуры и ученые-гуманитарии, историки-кавказоведы, писатели, артисты, представители общественных организаций: всего 23 человека. "Мы пригласили в него людей, чье мнение будет объективным и авторитетным и поможет развитию театрального искусства в республике. В частности, в Осетинском театре", – подчеркивает Владислав Колиев.
АВТОР: ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА


По материалам «Северной Осетии»